Социальная ипотека под угрозой социального взрыва
9 декабря 2006 года

Предлагается, во-первых, отложить окончание бесплатной приватизации жилья с 1 января 2007-го на 1 марта 2010 года (на уровне РФ такое решение уже принято). Второе изменение касается нормы республиканского закона, запрещающей бесплатную приватизацию квартир, предоставленных по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, - ее должны отменить.

Этот запрет лишь продублировал на республиканском уровне норму нового Жилищного кодекса РФ. Но в июне 2006-го Конституционный суд России постановил, что запрет ЖК на приватизацию социального жилья неконституционен и не подлежит законному применению (см. "ВК" от 17 июня "Приватизировать социальное жилье можно. Если его найдете"). Вот и приходится изымать эту норму из закона "О приватизации жилищного фонда в РТ".

Однако в Татарстане, как известно, вопросы собственности - одни из самых запутанных. На один из этих гордиевых узлов немедленно обратил внимание коллег председатель комитета Марат Галеев:

- В домах, заселяемых по программе социальной ипотеки, до 10 процентов квартир могут заселяться на условиях социального найма. А если можно приватизировать жилье, предоставляемое по найму, значит, эти квартиры можно бесплатно приватизировать?..

Закон "О государственной поддержке жилищного строительства в РТ", более известный как "закон о соципотеке", ничего не говорит о возможности жить в ипотечном доме, не выкупая квартиры в собственность. Эту возможность (в пределах тех самых 10 процентов) сулит подзаконный акт - постановление кабмина - "категориям граждан, нуждающимся в неотложной поддержке". Предполагается, что к этой категории относятся, например, лишившиеся жилья вследствие какого-нибудь форс-мажора (пожара, обрушения дома и т.п.). Те из них, кто в состоянии платить, поселяются в ипотечный дом на общих условиях, т.е. на условиях постепенного выкупа этого жилья. Несостоятельным же право жить в таком доме может быть предоставлено на условиях найма, т.е. без приобретения права собственности.

При устранении запрета на бесплатную приватизацию социального жилья получится следующее: кого в "ипотечные" дома планировали пускать на птичьих правах социального найма, те и должны оказаться в эксклюзивно-преимущественном положении. Если полноправным участникам ипотеки предстоит долгие годы расплачиваться за право собственности на квартиры, то обитатели "социальных квартир" в этих же домах могут получить их в собственность даром...

- Могут, если примем этот закон, - отвечала представлявшая законопроект замминистра земельных и имущественных отношений РТ Татьяна Юшканцева.

- Они и сейчас могут! - возразил депутат Александр Таркаев. - Я уже изучал этот вопрос - мнение юристов по этому поводу однозначно.

Заблаговременный интерес г-на Таркаева к этому вопросу объясняется делами в его избирательном округе - Чистополе. Там владельцы жилья в выселяемых домах голодали, требуя, чтобы взамен городские власти предоставили им другие квартиры в собственность. Суд решил, что их претензии законны, но у городских властей нет законной возможности выполнить это решение: не строит она домов. В результате "выселенцам", не согласным или не имеющим возможности вступить в соципотеку, предлагают пожить в ипотечном доме на условиях социального найма. Избиратели возмутились, взялись за депутата, депутат - за юристов, юристы - за законы... Пошуршали и выдали вердикт: берите, граждане, социальное жилье и по закону (т.е. по Конституционному суду, что одно и то же) превратите его в приватизированное! Граждане пока думают...

А что думает о таких юристах "главный производитель" соципотечного жилья, директор Жилищного фонда Талгат Абдуллин - неизвестно, поскольку он довольно вежливый. Но как можно догадаться, эта перспектива - что часть строящегося на коммерческих условиях жилья будет уходить "безвозмездно, то есть даром" - не может приводить его в восторг. Есть также опасения, что и рядовых участников соципотеки это торжество закона не восхитит, и даже напротив. Во-первых, наши люди обычно не любят, когда кому-то (будь это хоть дважды справедливо и трижды гуманно) достается бесплатно то, что им самим достается за деньги. А во-вторых, возвращение бесплатного жилья должно повлечь удорожание каждого "платного" квадратного метра за счет каждого "бесплатного".

В итоге наиболее вероятный прогноз выглядит так: предоставление жилья на условиях социального найма полностью прекратится.

Кстати, как сообщили "ВК" в Жилищном фонде, за все время действия программы социальной ипотеки в Татарстане в ипотечных домах 326 квартир заселено на условиях найма. Однако эти условия формально довольно существенным образом отличаются от "классического" социального найма. Вселяющиеся в эти квартиры также заключают договор ипотеки, т.е. предполагается следующее: они будут жить здесь на условиях найма, пока их доходы меньше размера минимального потребительского бюджета, а как только доходы повышаются, они переходят в режим нормальной, "платной" ипотеки. Возможно, эти специфические условия приняты в качестве защиты от "приватизационной амнистии".

Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"